Работа ученика школы «Эврика» Трутень Ильи (2-й класс)
для Всероссийского конкурса исследовательских работ учащихся
«ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА»

Научный руководитель: Ковалёва Людмила Корнеевна

1.Введение

Тема моей исследовательской работы «Зачем нужно чистить зубы?». Каждый день утром и вечером мама напоминает мне, что нужно почистить зубы. Мне стало интересно, почему же так важно это делать.  Мы с братом регулярно посещаем стоматолога, чтобы следить за состоянием зубов. В современном мире проблема кариеса стоит на первом месте у врачей-стоматологов и их  пациентов. Это объясняется тем, что не все знают как правильно ухаживать  за ротовой полостью, а также многие нерегулярно посещают стоматологический кабинет. И тогда я решил попросить доктора, чтобы он показал, как же правильно чистить зубы, чтобы они остались здоровыми и красивыми на всю жизнь.

Объект исследования: зубы и средства для чистки зубов.

Предмет исследования: здоровье зубов и десен.

Цель нашей работы:

  • определить, зачем нужно чистить зубы и как правильно это делать
  • выяснить как влияет еда на зубную эмаль

Для достижения поставленных целей, нам необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить литературу по теме «История ухода за зубами»
  2. Познакомиться со строением зуба
  3. Найти причины возникновения кариеса
  4. Провести беседу со стоматологом о правильном уходе за полостью рта
  5. Сделать выводы о важности регулярного и правильного ухода за своими зубами.

Новизна

На сегодняшний день существует много работ, посвященных зубам. Однако мы решили изучить эту тему на примере своего исследования с экспериментом, который показывает как влияет пища на зубную эмаль, и в этом заключается новизна нашего исследования.

2.Всё о зубах

2.1 История ухода за зубами

Проблема влияния пищи и напитков на здоровье зубов показалась мне очень интересной. Я задался вопросом, а как же ухаживали за своими зубами люди в древности? Чтобы ответить на этот вопрос, заглянем в Большую Детскую Энциклопедию, где говорится, что для чистки зубов использовали: золу, шерсть, пропитанную мёдом, толчённые коренья растений, соль и уголь. Археологи, осмотрев зубы, которым более миллиона лет, предположили, что древние люди чистили зубы пучком травы.[Большая Детская Энциклопедия, «Махаон» 2003: 33-35]

А кто же лечил зубы в древние времена, когда не было стоматологов и современного оборудования? Из статьи Зимина И.В «Из истории зубоврачевания» я узнал, что первые попытки лечить зубы делали жрецы и шаманы разных племён. Они пытались убрать зубную боль песнями, ритуальными танцами и всяческими заклинаниями. С появлением целителей и лекарей зубные болезни лечили полосканием отварами целебных трав и коры дуба. Если же зубную боль не удавалось победить, то больной зуб попросту удаляли. [ Зимин И.В. »Из истории зубоврачевания»]

2.1 Строение зуба

Из книги И. Радюнц «Зубная книга» я узнал, что зубы - это самые твёрдые части нашего организма. У новорожденных детей зубов нет, и только ближе к году начинают появляться первые зубы, которые называют молочными. Примерно после 6 лет молочные зубы меняются на постоянные. Очень важно следить за здоровьем постоянных зубов, потому что после удаления больного постоянного зуба, новый зуб на этом месте уже не вырастет.

Зубы бывают разных видов: клыки, резцы, коренные и каждые выполняют свои функции: резцы – откусывают пищу, коренные пережевывают, а клыки помогают грызть твердую пищу, такую как сушки или морковку.

Зубы человеку необходимы для откусывания, размельчения и пережёвывания пищи. Зубы влияют на внешний вид человека, на его речь и улыбку, поэтому очень важно беречь и вовремя лечить зубы.

Зуб — это живой орган, который состоит из трех основных частей — коронка, шейка, корень. Коронка – часть зуба, которая видна в полости рта. Корни уходят в десну и прочно закрепляют зуб в челюсти, чтобы он не шатался. Шейка – часть зуба, которая располагается между коронкой и корнем. Она прикрыта десной. Любой зуб покрыт тонким слоем эмали, которая является главным защитой зуба.

2.2 Что такое кариес и из-за чего он появляется?

Чтобы узнать как выглядит кариес и отчего он появляется, мы с мамой просмотрели научный фильм об этой зубной болезни. Я узнал, что самой главной причиной возникновения болезней зубов является плохая гигиена полости рта. После еды на поверхности зуба или же между зубами остается пища.  Она создает липкую тонкую плёнку, на которой  находится огромное количество бактерий. Особенно это касается очень сладкой пищи. Затем бактерии на этой плёночке начинают увеличиваться, их становится все больше и больше. В результате образуется кислота, которая начинает разрушать защиту зуба, его эмаль. Как только кислота добирается в самую глубину зуба, к его нерву, у человека возникает сильная боль. Так и начинается кариес.

Мы с мамой в интернете нашли очень интересную сказку про кариес. Ее написала Марина Шкурина: «Жил-был Кариес. Он был очень маленький, да не маленький, а крошечный, такой крошеный, что его невозможно было увидеть. Несмотря на то, что он был таким крошечным, он был очень и очень вредным. Жил Кариес во рту у девочки, а девочку эту звали Элени. Питался Кариес остатками еды, которая застревала в зубах у Элени. А так, как Элени не очень любила чистить зубы, то еды у Кариеса было предостаточно. Всё бы ничего, так бы они и жили, но вот вместе с едой любил Кариес полакомиться и маленькими беленькими зубками Элени.

Однажды ночью у Элени сильно заболел зуб, она не могла заснуть и даже плакала. Утром мама повела Элени к врачу. Это был очень хороший добрый врач, тётя Анна. Посмотрела тётя Анна на зубки Элени и покачала головой.

— Элени, наверно ты не любишь чистить зубы? – спросила она девочку.

— Да, не люблю, — ответила девочка, вспомнив, как она прекращает чистить зубы, стоит только маме отвернуться или выйти из ванной.

— Знаешь Элени, — сказала врач, — у тебя в зубе большая дырка, которую прогрыз Кариес. Если ты не начнёшь хорошо чистить зубы, то такие дырки появятся в каждом из них. Так можно будет и совсем без зубов остаться.

Совсем не понравилась Элени мысль о том, что какой-то там Кариес сидит у неё во рту и без разрешения грызёт её зубы. Хорошо, что тетя Анна знала, как лечить зубы. Очень скоро Элени ушла домой с новой беленькой пломбочкой в зубе, на том месте, где раньше была дырка.

Тем вечером Кариес преспокойненько сидел на одном из зубов, болтал ножками и ел остатки обеденных  макарон. Тут он увидел приближающуюся к нему зубную щётку. Кариес пересел подальше, на соседний зуб. Он знал, что это ненадолго, ведь Элени не любит чистить зубы. Но щётка не прекращала свою работу и очень скоро Кариесу стало страшно, он перебрался на самый дальний зуб. «Посмотрим, что будет дальше», — подумал он. Правда, утром всё повторилось. Элени очень долго и тщательно чистила зубы, Кариес дрожал от страха, забившись в самый дальний уголок самого дальнего зуба. Когда же вечером этого дня щётка появилась снова, Кариес бросился бежать со всех ног, не останавливаясь даже для того,  чтобы перевести дыхание.

Как ты думаешь, а где сейчас живёт Кариес? Уж точно не у нас во рту, ведь мы все очень хорошо чистим свои зубы.»

3. Уход за полостью рта

Для того, чтобы узнать как правильно чистить зубы, я обратился к знакомому стоматологу Ружанской Веронике Борисовне.  

Мы побеседовали о том, как важно чистить зубы утром и вечером, как правильно выбрать зубную щетку и что нужно делать, чтобы сохранить свои зубы здоровыми и красивыми на всю жизнь.

4. Эксперименты

4.1.Химический опыт «Зачем чистят зубы?»

Мы уже знаем, что после еды нужно обязательно чистить зубы, иначе эмаль повредится пищевыми кислотами и начнётся  кариес. Для того, чтобы показать наглядно, что именно происходит в ротовой полости после приёма пищи, мы решили провести опыт. В этом нам поможет набор из серии «Юный химик» на тему «Зачем чистят зубы».

В набор входит: раствор соляной кислоты, натрий фосфорнокислый, кальций хлористый, 2 пробирки.

Ход эксперимента:

1. Мы взяли две пробирки. В обе налили 2 мл. воды с помощью мерного шприца. В первой пробирке растворили щепотку натрия фосфорнокислого, во второй такое же количество  хлористого кальция.

2. Содержимое второй пробирки вливаем в первую. Происходит реакция и образуется осадок – апатит. Апатит это такой фосфатный минерал, его состав похож на состав зубной эмали.

3. Доливаем в пробирку соляной кислоты и видим, как растворяется апатит. Примерно то же самое происходит после еды с зубной эмалью. Кислота, которая остается после употребления пищи во рту, начинает разрушать зубную эмаль. 

4.2 Эксперимент «Влияние газировки на зубную эмаль»

Всем известно, что взрослые и дети любят газированную воду. Среди своих друзей и родных я провел опрос:

1. Пьете ли вы газированные напитки?

2. Как часто вы пьете газированные напитки?

3. Знаете ли вы, что газированные напитки негативно влияют на зубы?

Опрос показал, что 74% опрошенных пьют газированные напитки,  а 18% покупают лимонад ежедневно. И только половина опрошенных знают о вреде газированных напитков.

После этого я решил провести эксперимент и показать, какое влияние имеют газированные напитки на зубы.

В качестве материала для исследования мы взяли 2 куриных яйца, два стакана. Банку газированного напитка «Coca-cola» и обычную воду.

Ход эксперимента:

1. В стакан № 1 наливаем газировку. В стакан № 2 воду.

2. В оба стакана кладём по куриному яйцу. Оставляем там яйца на 2-3 дня.

3. На этом фото мы видим, как повлияла газировка на скорлупу яйца. Скорлупа окрасилась и в дальнейшем стала покрываться трещинами. Так как скорлупа яйца схожа с составом зубной эмали, мы показали, как сладкие газированные напитки портят зубную эмаль.

Выводы

Красивая белоснежная улыбка и здоровые зубы – важные элементы современного успешного человека. Потратив совсем немного времени и усилий, можно никогда не узнать о зубной боли. Не забывайте посещать стоматологический кабинет и чистить зубы дважды в день! Напоследок, мы предлагаем вам список продуктов, которые вредят зубам, и, наоборот, продукты, укрепляющие зубную эмаль.

ПЛОХО:
- шоколад
- соки
- кофе
- газированные напитки
ХОРОШО:
- фрукты
- овощи
- молочные продукты
- зелень